Блог о карьере

Подкастинг — требуются креативные профессионалы различных специальностей

Алексей Максименко, Управляющий партнёр KMS Group  Алексей Максименко 29 июня 2020 г.
 

Я — фанат подкастинга, поэтому меня лично очень радует, какие обороты набирает развитие отрасли и сколько новых продуктов высшего качества появляется каждый месяц. С другой стороны, бум на рынке — время делать стремительную карьеру, поэтому давайте обсудим, какие специалисты нужны, где можно применить свои таланты, какие перспективы открываются в отрасли на данный момент.

Подкастинг в России

Ситуация на рынке подкастинга

За предыдущее десятилетие произошло два очень важных изменения, которые обусловили рост интереса к подкастам и являются основой для дальнейшего развития отрасли. Первое — бум смартфонов и мобильных сетей связи. Подкасты можно было слушать ещё на iPod, но для этого нужно было совершать сложные действия на компьютере, потом синхронизировать плеер. Поэтому подкастинг долго оставался медиа для гиков. Сейчас достаточно открыть приложение на телефоне и можно слушать последний выпуск любого шоу. Минимизация технических препятствий открывает дорогу к привлечению самой широкой аудитории.

Второе — в массовом сознании парадигма потребления контента сдвигается в сторону систем «по запросу» (on-demand). Люди предпочитают выбирать самостоятельно, что смотреть, слушать, читать, отказываясь от линейного потребления, предлагаемого телевидением, радио и журналами. Подкасты рождены для новой он-деманд экономики, поэтому всё большее количество пользователей обращает внимание на это медиа.

К середине 10-х годов в России подкастинг находился в коме, но за последние несколько лет ситуация стала меняться: появились новые компании и студии, расширилась аудитория, Яндекс, Google, Spotify создают свои платформы, чтобы конкурировать с Apple. Можно смело сказать, что рост рынка на лицо. Конечно, мы сильно отстаём от лидеров, но эксперты смотрят оптимистично на перспективы развития отрасли в стране.

Подкасты — удобное медиа для потребления. Обычно, люди выделяют регулярное время для прослушивания, например: дорога на работу и обратно, прогулка с собакой, уборка дома, рутинная работа и так далее. С другой стороны, подкасты — интимное медиа. Через наушники голос автора раздаётся непосредственно в твоей голове, рождается внутренний диалог, слушатель сближается с ведущим. Вокруг многих шоу также собирается комьюнити, люди общаются в социальных сетях и на форумах. Все эти особенности подкастинга позволяют говорить о том, что существуют фундаментальные предпосылки для дальнейшей популяризации этого вида контента.

Для объективности картины необходимо отметить, что существуют технические аспекты, которые до сих пор сильно осложняют жизнь подкастерам. Во-первых, сложно, а в некоторых случаях невозможно, узнать сколько человек реально прослушало рекламу в ролике, это отталкивает рекламодателей. Во-вторых, удобство потребления имеет обратную сторону: в момент прослушивания часто неудобно отреагировать на информационное сообщение, так как у вас элементарно могут быть заняты руки. Это снижает интерактивность и отклик на рекламу. Наконец, слушателю достаточно сложно поделиться ссылкой на точное место в шоу или его фрагментом, а поисковикам индексировать его содержание. Это сдерживает естественный прирост пользователей.

Сейчас мы видим зачатки технологий и изменений на рынке, которые позволят преодолеть описанные выше сложности, поэтому можно предположить, что через некоторое время развитие подкастинга получит новое ускорение во всём мире, включая и Россию.

Возможности построения карьеры

Когда говоришь про подкастера, в первую очередь представляется человек-оркестр, который всё делает сам: готовит материал, записывает выпуск, монтирует, публикует и продвигает. В этом плане подкастинг — пример креативной профессии будущего, которая позволяет обеспечить себе комфортную жизнь в любой точке мира, самостоятельно определяя, что и когда ты делаешь. На развитом рынке США это возможно уже сегодня, а некоторые артисты (Tim Ferriss, Joe Rogan, Pat Flynn and John Lee Dumas, Jordan Harbinger) уже зарабатывают миллионы; их единицы, но они есть.

С другой стороны, на рынке подкастинга присутствует большое количество компаний, которым нужны специалисты различных специальностей. Начать карьеру и получить профессиональный опыт в одной из таких фирм безопаснее самостоятельного плавания, так как порядка 95% шоу не зарабатывают ничего.

Первой альтернативой самостоятельному производству подкастов являются студии, где над каждым шоу трудится несколько профессионалов своего дела (чем больше фирма, тем больше разделение труда). Студиям нужны продюсеры, звукорежиссёры и монтажёры, ведущие, специалисты по маркетингу, социальным сетям и SEO, менеджеры по работе с клиентами, журналисты, факт-чекеры и другие. Состав команды также меняется в зависимости от формата подкаста.

Второй вид компаний на рынке — сети. Небольшим подкастам сложно продавать рекламу, поэтому они объединяются вместе или отдают своё эфирное время специальным рекламным агентствам. Развитие сети может быть отдельным бизнесом. Помимо работы со спонсорами компания организовывает публикацию и продвижение шоу, взаимодействует со слушателями (комьюнити, прямая финансовая поддержка) и ведёт другие аспекты работы, которые позволяют получить экономию на масштабе. Часто объединения имеют тематическую направленность, чтобы быть заметнее для целевой аудитории, поэтому автор может состоять в нескольких сетях с разными подкастами. Пока этот вид бизнеса слабо развит в России, но с появлением хорошего примера ситуация может быстро измениться. Сейчас можно изучить деятельность таких компаний, как Radiotopia, 5 by 5, Relay.fm.

Третья группа — технологические компании, платформы и стартапы. До сих пор большинство подкастов распространяются с помощью технологии RSS и независимого хостинга. Доступ к шоу можно получить через каталоги (самый большой — iTunes), приложения или по прямой ссылке. Отсутствие платформы, сравнимой по значению с YouTube для видео или Instagram для фото, является одновременно и преимуществом, и тормозом в развитии медиа. В частности, технические проблемы, о которых мы говорили выше, могли бы быть легче решены на базе одного провайдера. С другой стороны, мы видим, что существующие платформы на других рынках забирают себе основной заработок, а поставщики борются за выживание в условиях жесточайшей конкуренции. Немаловажно, что подкасты в существующем виде могут выходить, не подвергаясь цензуре владельца платформы.

Независимость подкастинга является важным фактором для авторов и части аудитории, но в настоящий момент несколько крупных компаний обратили внимание на этот рынок, поэтому весьма вероятно появление доминирующей платформы и здесь. Spotify, Amazon, Google, Apple, Yandex активно экспериментируют, пытаясь встроить подкасты в свои существующие аудио-ориентированные бизнесы. Уже сейчас для примера можно посмотреть вакансии Spotify, как наиболее активной фирмы в этой отрасли, чтобы понять, какие карьерные возможности доступны в техногигантах.

Показательна история студии Gimlet, на которую равняются многие авторы, в том числе и в России. В 2019 году она была куплена Spotify за 230 млн. долларов США. Сейчас послушать подкасты студии можно только на платформе шведской компании. Несмотря на весь свой успех, к моменту покупки Gimlet не выполняла планы развития и испытывала трудности с финансированием дорогих в производстве шоу. Сделка со Spotify позволила сохранить жизнь студии. Эта история коррелирует с тем, что происходит в киноиндустрии, где крупные ИТ-компании скупают производителей контента для своих сервисов.

Важной альтернативой для авторов может стать прямое финансирование пользователями. И ранее существовали организации, полагающиеся на пожертвования, как основной источник дохода (например, Radiotopia, NPR), но со становлением таких сервисов, как Patreon или Memberful, даже относительно небольшие подкасты стали выпускать отдельные варианты шоу, как правило, без рекламы и с дополнительной пользой, предназначенные для поддерживающих их деньгами слушателей. Такой источник финансирования позволяет артисту оставаться независимым, избегать цензуры и продолжать делать продукт в своём формате. Специалисты по развитию комьюнити смогут оказать неоценимую помощь самостоятельным подкастерам.

Будущее подкастинга в мире и у нас в стране ещё до конца не определено. Произойдёт ли централизация отрасли или авторам удастся найти пути работать независимо от крупных компаний — можно только предполагать. Но интерес к подкастам растёт, улучшается их доступность для массового пользователя, поэтому будущее рынка в любом случае выглядит оптимистично. Независимо от вашей специальности, если вы хотите начать карьеру в этой области, я бы рекомендовал начать с прослушивания большого количества разных подкастов (в первую очередь на английском). Хорошая наслушанность поможет вам найти свой уникальный продукт и рыночную нишу.

 
 
Годовая тема по шагамКак развивать компетенции 
 
 

Категории:  Карьера будущего  Рынок труда 


Мнения


К сообщению

Заполните, если хотите получить личный ответ по почте. На сайте не показывается


© KMS HRT, 2002—2022mail@eGraduate.ru
 

   
О проекте
Компания KMS HRT
Размещение информации и реклама
Координаты
Подписки
Новости оперативно
Все новости
Еженедельный дайджест
Наши группы
 
 
 

При копировании материала сайта указывайте активную гиперссылку на статью