Программы развития для студентов и выпускников

Как развивать компетенции

Алексей Максименко, Управляющий партнёр KMS Group  Алексей Максименко 20 июля 2020 г.
 

Продолжаем разговор о компетенциях для молодых специалистов. Сегодня в центре нашего внимания — практические советы и инструменты, которые пригодятся для приобретения и отработки индикаторов поведения. Все сообщения блога из этой серии вы всегда найдёте по тегу «Компетенции».

Уровень компетенций

Итак, на предыдущем шаге вы провели консалтинговый проект, в результате которого разработали модель компетенций и наполнили её базовыми индикаторами поведения. Теперь встаёт вопрос, что делать дальше. Предлагаю сначала выделить приоритетное направления для развития. На мой взгляд, идеальный вариант, с которого стоит начать, должен вызывать эффект домино (падение одной фишки приводит к падению всех остальных). Подумайте, освоение какого навыка запустит цепную реакцию.

Разберём пример. Для вас важна компетенция «Анализ информации и работа с данными». Если вы изучите использование скриптов для обработки данных в таблицах, то это будет полезный и ценный навык, вы сможете быстрее и качественней выдавать результат. Но, с другой стороны, это уже достаточно продвинутое знание, имеющие ограниченное применение. Скорее всего, на его основе вы не разовьёте множество других компетенций. Базовый навык — поиск информации, наоборот, даст толчок к развитию показателей поведения как внутри этой компетенции, так и в смежных: анализ и структурирование информации, выделение ключевой идеи, построение логических цепочек, работа с данными, самообучение, анализ проблем, коммуникация выводов и так далее. Найдите свой краеугольный камень, а дальше процесс пойдёт уже гораздо проще.

Ещё раз посмотрите на выбранные индикаторы поведения. Они должны давать базу, на которой вы будете строить другие компетенции (какие именно покажет будущее).

Эрик Шмидт (Eric Schmidt), бывший CEO и председатель совета директоров Google, выступая перед выпускниками университета Карнеги сказал: «Все вокруг твердят о том, что нужно иметь план. Забудьте об этом. Самые успешные люди — это те, кто много работает и всегда готов воспользоваться неожиданной подвернувшейся возможностью. Никогда не забегайте вперёд, а вместо этого будьте готовы к резким переменам в вашей жизни». Чтобы воспользоваться этим советом, следует не просто быть морально настроенным на изменения, а иметь основу, на которую вы сможете опереться в любой ситуации — хорошо развитые базовые компетенции современного человека.

Инструментарий развития индикаторов поведения

Первое, на что стоит обратить внимание, — это формулировки названий индикаторов. Чётко и конкретно сформулируйте, какое поведение вы будете закреплять. Предложение «Владеет иностранным языком» — слишком размытое, чтобы дать вам направление к действию. «Свободно говорит и понимает устную речь на английском языке» — это один набор инструментов для обучения, а «Работает с информацией и понимает литературу на английском языке» — другой. Если ваш показатель слишком общий, то попробуйте разбить его на составляющие, которые вы будете осваивать последовательно.

Джон Эйкафф в книге «Закончи то, что начал. Как доводить дела до конца» рекомендует после постановки задачи разделить её пополам, так как людям свойственно преувеличивать свои возможности. Думаю, что этот совет применим и в данном случае. Сформулировав индикатор, который вам кажется конкретным, попробуйте раздробить его ещё раз на составляющие, выделив самые базовые элементы. Большинство людей хотят получить результат немедленно, но развитие компетенций — это долгая история. Выделяя же максимально примитивные части, вы получаете отдачу быстрее.

Когда индикаторов становится много, легко запутаться в них. Чтобы этого не произошло, превратите вашу модель в дорожную карту. Удобнее всего это делать с помощью интеллект-карт (Mind map). Сейчас для всех основных компьютерных платформ есть интуитивно понятное программное обеспечение, которое поможет вам быстро нарисовать такую диаграмму. На Mac и iOS могу порекомендовать MindNode (для тех, кто любит покрасивее) и iThoughts (для тех, кому требуются дополнительные функции или Windows-версия). Карта показывает не только иерархию элементов, но и взаимосвязи между ними. Программа позволяет визуально отразить, какие навыки и знания дадут толчок развитию других компетенций.

Когда вы выбрали компетенцию и показатель, над которым будете работать, оцените свой уровень владения на текущий момент. Для этого можно пройти тест или сделать пробное задание, в некоторых случаях необходимо будет обратиться за помощью к профессионалу, руководителю или наставнику. Определение исходной точки поможет выполнить следующий шаг — составление плана развития.

В зависимости от ситуации вам могут понадобиться разные инструменты обучения. Общая рекомендация состоит в том, чтобы уделять больше внимания практике, меньше теории. В каждой области есть одна или несколько книг, которые надлежит прочесть, чтобы структурировать свои знания. Но прочтение книги не усиливает ваши компетенции, если вы не применяете её советы в повседневной жизни. Аналогично с семинарами и курсами. Теория, возможность потренироваться в безопасной обстановке и получить обратную связь принесут вам ощутимую пользу, но только, если они подкреплены ежедневной отработкой полученной информации на реальных задачах.

Мне больше всего симпатизирует метод полного погружения в обучение (Ultralearning). Суть этого подхода в том, чтобы на некоторое время полностью сконцентрироваться на изучении предмета через практическую работу над ним. Срок и методы зависят от изучаемого материала и ваших способностей. Например, чтобы освоить электронные таблицы, будет достаточно от трёх до семи дней интенсивной работы. За лето можно заговорить на иностранном языке, если с головой погрузиться в языковую среду. Вспомните, как в сессию вы готовились к экзамену, на несколько дней полностью уходя в предмет. С Ultralearning процесс аналогичен, но вместо чтения учебников вы делаете реальные дела.

Повысить свои шансы на успех легко, если найти человека (или людей), который будет вас поддерживать на пути. Здесь есть два аспекта. Во-первых, ваш наставник или партнёр даст вам обратную связь, укажет на слабые места, которые вы не увидите сами в процессе рефлексии. Во-вторых, вовлечение другого человека в процесс порождает дополнительную ответственность и мотивацию. Если вы знаете, что через неделю предстоит рассказывать о своих достижениях наставнику, то вы будете более активно заниматься формированием компетенции нежели в ситуации, когда вас не ждёт такая встреча. И в научном, и в деловом мире институт руководителя и наставника принят повсеместно, рекомендую взять его на вооружение.

В ваш план развития включите регулярную оценку знаний, ключевые точки, после которых вы будете устраивать себе экзамены. Чтобы работа над компетенцией была для вас радостнее, поощряйте себя ценными призами за каждый пройденный этап. Создайте призовой фонд, в который вы будете откладывать немного денег с каждой зарплаты, чтобы получить достойный подарок в конце. Кстати, финишную черту стоит выделить особо. Практически над любой задачей по саморазвитию можно работать вечно, оттачивая её до идеала, но вас ждёт ещё много других индикаторов поведения, которым также надо уделить время. Поэтому определите уровень, после достижения которого вы переключите своё внимание на другой проект.

Сотвори себе кумиров

В детстве мы все учимся, наблюдая за родителями и старшими братьями/сёстрами. Бесполезно ребёнку читать морали, если взрослый сам не демонстрирует требуемое поведение. Для формирования компетенций обязательно нужно продолжать использовать это метод обучения, но на новом уровне. Ваша первостепенная задача — понять, кому вы подражаете, на чьих примерах учитесь, а затем либо изменить текущую ситуацию (если понимаете, что нынешние кумиры не доведут вас до цели), либо продолжать следовать за ними, но уже осознанно.

Специалисты рекомендуют внимательно наблюдать за многими людьми одновременно, а не пытаться найти все качества в одном человеке. Например, вам симпатизирует, как ваш руководитель организует работу команды, поэтому его можно выбрать в качестве ролевой модели менеджера, но совершенно не факт, что у этого же человека стоит учиться мастерству презентации.

Не останавливайтесь только на наблюдении: систематизируйте и анализируйте то, что вы видите, создавайте гипотезы и проверяйте их на практике. Попробуйте использовать упражнение «Блог»: на основе ваших наблюдений и выводов напишите (публиковать необязательно) сообщение для воображаемого дневника в стилистике «10 причин успеха руководителя». Когда мы пытаемся кого-то чему-то научить, мы сами лучше разбираемся в предмете.

Биографии и мемуары позволяют нам учиться у действительно достойных людей, с которыми мы никогда не встречались. Вы можете взять навыки презентации у Стива Джобса, практики самоорганизации у Бенджамина Франклина, умение работать с информацией у Билла Гейтса, а способность находить нестандартные решения у Илона Маска. С другой стороны, биографии ещё раз показывают, что идеальных людей не существует, у всех вышеперечисленных героев были и есть свои тараканы в голове, от которых стоит держаться подальше.

Итак, чёткое понимание задачи, наблюдение за окружающими и практика, практика, практика — вот путь к успешному развитию компетенций. А следующим шагом определите навык, совершенствование которого принесёт вам максимальную пользу в будущем, как мы говорили в начале блога. Хотя некоторые улучшения вы увидите, просто начав уделять внимание индикатору, но не ждите быстрого успеха. Закрепление поведения требует времени.

P.S. В следующей части серии «Компетенции для молодых специалистов» мы обсудим, как можно использовать модель компетенций для построения карьеры. Следите за публикациями.

 
 
Подкастинг — требуются креативные профессионалы различных специальностей
 

Категории:  Компетенции 


Мнения


К сообщению

Заполните, если хотите получить личный ответ по почте. На сайте не показывается


© KMS HRT, 2002—2022mail@eGraduate.ru
 

   
О проекте
Компания KMS HRT
Размещение информации и реклама
Координаты
Подписки
Новости оперативно
Все новости
Еженедельный дайджест
Наши группы
 
 
 

При копировании материала сайта указывайте активную гиперссылку на статью