Блог о карьере

А что ты считаешь своим достижением? Выпуск 341

Алина Красновид, Консультант Graduate  Алина Красновид, Младший консультант Graduate 7 декабря 2010 г.
 

Добрый день, уважаемые читатели!

В последние время мне много приходилось общаться по телефону с кандидатами и один из вопросов, который я задавала чаще всего — «Что Вы считаете своим главным достижением?» К сожалению, такой простой, на первый взгляд, вопрос вызывает массу затруднений, сомнений и переживаний. Сегодня я бы хотела выделить основные ошибки, которые повторяют студенты и выпускники, отвечая на этот вопрос, а также дать несколько рекомендаций, которые, как я надеюсь, помогут их избежать.

Практически все молодые специалисты, с которыми я общалась, начинали свой ответ так: «Ну, я горжусь, что поступил в /окончил такой ведущий вуз, как…» и дальше идет упоминание своей альма-матер. Но, друзья, ваш вуз ежегодно оканчивает огромное количество студентов, неужели это выделяет вас среди общей массы? Ответ однозначный — нет. А вот если вы попали в топ-10 выпускников своего года, это уже достижение. В чем разница?

Разница в том, что во втором случае есть конкретный измеримый результат — место в рейтинге, статус, грамота и так далее, который отличает вас от других студентов вашего же вуза. А в первом случае вы просто говорите об окончании некого действия или процесса.

Сразу скажу, что я предчувствую вопрос, является ли красный диплом достижением. И да, и нет. На мой взгляд, если человек гордится тем, что он окончил вуз с красным дипломом, но при этом у него нет никаких других интересов, то это не значимый показатель. А вот если ему успешно удавалось сочетать отличную учебу и участие в различных конкурсах (например, по решению бизнес-кейсов) или организовывать продолжительные походы для друзей, или профессионально заниматься настольным теннисом, то это действительно достижение.

Если абстрагироваться от уже набившей оскомины учебы, то примеры достижений для интервью с HR можно брать из:

— социальной жизни (AIESEC, волонтерство, организация каких-то мероприятий и конкурсов)
— работы (успешная реализация «мегасложного» проекта, очень быстрое повышение по результатам работы)
— спорта и увлечений (призовые места в соревнованиях, персональная фотовыставка)

При этом обязательно называйте конкретные результаты деятельности: удалось привлечь столько-то участников, заняли такое-то призовое место, достигли такого-то уровня показателей и так далее.

Вообще я бы посоветовала всегда искать что-то уникальное, чего вы достигли и чем по праву можно гордиться. Приглашаю вас на наш блог проверить ваш стандартный ответ на этот вопрос: приводите варианты, а я попробую их прокомментировать.

 
 
1, 14, 23, 8… Выпуск 342Увольнение по собственному желанию. Выпуск 340 
 
 

Категории:  Поиск работы 


Мнения


НА: А что ты считаешь своим достижением? Выпуск 341 
 6 апреля 2012 г. Аноним
что значит "ошибки"? на такие вопросы не бывает правильных или неправильных ответов.

понятно, что лучше сказать "закончил в топ 10", чем просто "закончил". а если это не так? может быть, большинству людей действительно нечего к этому добавить?

пример из личного опыта: на интервью в топовой консалтинговой компании на вопрос о самом большом достижении я отвечал как раз-таки про университет - правда, с рядом комментариев и уточнений - и это "прокатило"

в общем, пост несет очень сомнительный value и во многом даже misleading

RE: в 01.01.2011 23:57 
 6 апреля 2012 г. Алина Красновид
Добрый день!

Поздравляю Вас с прошедшими праздниками и спасибо за Ваш комментарий. Согласна, что на такие вопросы нет правильных или неправильных ответов, но ошибки быть могут – например, непонимание сути и цели вопроса.

К сожалению, большинству действительно нечего к этому добавить, поэтому задача подобных вопросов при отборе – отсеять кандидатов, у которых за 5 лет учебы нет никаких достижений, кроме окончания процесса обучения. Например, на программы развития молодых специалистов, набирают обычно только несколько человек, и нужны люди с лидерскими качествами. С помощью этих вопросов можно отобрать потенциально подходящих кандидатов, которые могут решать трудные и/или нестандартные ситуации, и тем самым существенно сократить трудозатраты на отбор.

Вы сами сказали, что дали ряд комментариев и уточнений к своему примеру, тем самым подтверждая мой пост, что просто сказать «окончил вуз» — мало, нужны аргументы, почему этим можно гордиться. И цель ответа не в том, чтобы «прокатило», а в том, чтобы продемонстрировать наличие необходимой компетенции.
НА: А что ты считаешь своим достижением? Выпуск 341 
 6 апреля 2012 г. Аноним
Ваш пост я не подтверждал, а, напротив, опроврегал.

Вы нигде не писали о том, что нужны аргументы, почему окончание вуза - достижение. Вы писали, что назвать окончание вуза достижением - ошибка. Вместо этого вы предлагали написать про волонтерство, айсек и организацию фотовыставки, что достижением в принципе не является, а называется экстра-каррикьюла активис.

Я так злостно придираюсь, потому что своим постом Вы только вводите людей в заблуждение. Если вполне адекватный кандидат, закончивший МГУ или ВШЭ с красным дипломом вместо этого скажет, что играл в настольный теннис, как Вы ему советуете - он сядет в лужу.

Кроме того, пост вообще не несет никакой смысловой нагрузки и явно притянут за уши. Вначале Вы говорите, что "хотите дать рекомендации по избежанию типичных ошибок", а в итоге мы приходим к выводу, что основная рекомендация - не бить баклуши во время учебы в университете.
тролю 
 6 апреля 2012 г. Аноним
всем привет! Вмешаюсь в Ваш спор

"что значит "ошибки"? на такие вопросы не бывает правильных или неправильных ответов."

- Согласен, но бывают ответы умные и глупые…

понятно, что лучше сказать "закончил в топ 10", чем просто "закончил". а если это не так? может быть, большинству людей действительно нечего к этому добавить?

- На хорошую работу возьмут того, кому есть, что добавить.

пример из личного опыта: на интервью в топовой консалтинговой компании на вопрос о самом большом достижении я отвечал как раз-таки про университет - правда, с рядом комментариев и уточнений - и это "прокатило"

- Откуда Вы знаете, что именно "прокатило"? Может быть этот ответ был единственным плохим?

в общем, пост несет очень сомнительный value и во многом даже misleading

- Круто! Очень круто!

Я так злостно придираюсь, потому что своим постом Вы только вводите людей в заблуждение. Если вполне адекватный кандидат, закончивший МГУ или ВШЭ с красным дипломом вместо этого скажет, что играл в настольный теннис, как Вы ему советуете - он сядет в лужу.

- Адекватный кандидат скажет, и то, и другое, тем самым показав, что он адекватный.

Кроме того, пост вообще не несет никакой смысловой нагрузки и явно притянут за уши. Вначале Вы говорите, что "хотите дать рекомендации по избежанию типичных ошибок", а в итоге мы приходим к выводу, что основная рекомендация - не бить баклуши во время учебы в университете.

- Если вернуться к пункту 2, то это очень полезная рекомендация для большинства.

От себя скажу, что зря Вы привязались к этому посту. Сказано все по делу, хотя и не совсем правильные примеры приведены. Я участвовал в кейсе, нас было человек 8. В начале всех попросили представиться и рассказать о себе в двух предложениях. Каждый оторобанил: "Меня зовут Петя, я учусь в МГУ / ВШЭ / РЭА на маркетолога. му-му-му". Предпоследняя девочка (дословно не помню, как и имя): "Меня зовут Маша, я тоже буду маркетологом, как и все здесь присутствующие учусь в хорошем вузе, но помимо этого я КМС по легкой атлетике, хорошо рисую (и у меня уже была своя выставка), активно участвую в работе WWF". В аудитории все стали нервно кусать локти, а последний человек подавился, стал что-то выдумывать и выглядел довольно жалко.

Алина, для привязчивых выделите болдом в вашем посте: "А вот если ему успешно удавалось сочетать отличную учебу и ..."

ЗЫ Что-то после праздников тянет пофлудить :)
НА: А что ты считаешь своим достижением? Выпуск 341 
 6 апреля 2012 г. Аноним
можно и пофлудить иногда :)

все комментировать не вижу смысла, скажу лишь, что "рекомендация" не бить баклуши:

а). самоочевидна и не несет ценности
б). не соответствует заявленным во вступлении целям

поэтому какой-либо ценности в посте я не вижу, а вижу только логические несоответствия и много "воды"
НА: А что ты считаешь своим достижением? Выпуск 341 
 6 апреля 2012 г. Алина Красновид
Добрый день!

Приятно, что после праздников блог «просыпается» :)

Спасибо за комментарии, критику и поддержку. Со своей стороны я бы хотела остановиться только на нескольких моментах.

«Вы нигде не писали о том, что нужны аргументы, почему окончание вуза – достижение»

Да, дословно, я это не писала, но я писала «обязательно называйте конкретные результаты деятельности». И это и есть ключевая рекомендация, любое свое утверждение нужно доказывать фактами.

Основная задача этого поста в том, чтобы при поиске работы молодой специалист сел и, не торопясь, подумал, что такое выдающееся он сделал в своей жизни, чем можно гордиться. Чтобы подобный вопрос по телефону или при очном общении не застал его врасплох и не пришлось что-то быстро «соображать». Как правило, это пресловутая учеба в университете. Если кандидат получил красный диплом, то такой ответ еще может «прокатить», а если средний балл равен 4,2? Импровизация — это, конечно, хорошо, но в стрессовой ситуации это не лучший выбор. Мне кажется, что эту позицию я донесла. Тем более, что некоторые считают, что на интервью можно говорить только о серьезных вещах, и бояться говорить о каких-то человеческих примерах. Например, лично я горжусь тем, что полтора года назад смогла в течение последнего семестра магистратуры совмещать учебу, работу и хождение в автошколу. В итоге, в течение двух недель я защитила на отлично дипломную работу, завершила сложный проект на работе и с первого раза сдала на права безо всяких взяток.

«Рекомендация не бить баклуши» не была целью сообщения, тем не менее, такая ситуация очевидна не для всех. Это хорошо, что для Вас такое положение вещей очевидно, но многие до сих пор всерьез полагают, что если они учатся в топовом вузе, работодатели их оторвут с руками и ногами после выпускного. Поэтому если после прочтения заметки студент придет к выводу, что ему действительно нечего добавить к достижениям, а потом сделает какие-то шаги, чтобы это исправить, пост был написан не зря.
НА: А что ты считаешь своим достижением? Выпуск 341 
 6 апреля 2012 г. Аноним
хорошо, на том и порешили)
К сообщению

Настоящая ветка обсуждения переведена в архив

Добавление новых мнений невозможно. Если вы хотите высказаться, мы с удовольствием предоставим слово. Просто свяжитесь с нами по e-mail.